К шерстяным относят группу тканей, для производства которых применяется сырье, полученное от различных животных. Самыми известными «поставщиками» шерсти являются: овцы, ягнята, мериносы, шетландские овцы, шевиот, кашемировые козы, ангорские козы, ангорские кролики, верблюды, вигонь, альпака.
К чистошерстяным тканям относятся полотна, в которых допускается включение химических волокон не более 10%.
Полушерстяные ткани – это ткани, в которых до 80% могут составлять вискоза, капрон, акрил или полиэстер.
В зависимости от вида используемой пряжи и способа ее обработки костюмные полотна из шерстяного сырья подразделяются на две категории:
- Камвольные. Их получают из гребенной пряжи, скрученной по основе или утку. Такие ткани имеют гладкую поверхность с четко выраженным рисунком переплетения.
- Тонкосуконные. Для них характерна ворсистая поверхность, под которой часто скрывается фактура материала. Наличие ворса повышает тепловые качества изделий, но увеличивает способность к загрязнению.
*Также шерстяные полотна бывают грубосуконные, но к костюмным тканям они не относятся.
Так как источники сырья для шерстяных тканей различны, то и свойства тканей не одинаковы, но основных общих характеристик значительно больше:
- способность сохранять тепло;
- воздухопроницаемость;
- гигроскопичность;
- несминаемость;
- пластичность;
- функциональность;
- образование статического заряда;
- экологичность;
- устойчивость к износу.
БОСТОН - изготавливают из 100% шерсти мериноса саржевым переплетением. Полотно очень плотное, мягкое и приятное, немного шероховатое и рельефное. Окраска полотна после ткачества осуществляется редко (чаще материал ткут из уже окрашенных нитей). Ткань бывает только гладкоокрашенной, в традиционных цветах – чёрный, коричневый, синий глубоких оттенков.
КРЕП – ткань из очень плотно скрученной нити. На ощупь имеет шероховатую поверхность с множеством небольших узелков. Пластичная, матовая, малоэластичная, хорошо драпирующаяся ткань, что позволяет шить из нее платья, юбки и костюмы самых замысловатых фасонов.
Креп – это скорее способ переплетения нитей. Изготовление происходит при специальном, высокотемпературном режиме с отпариванием, от которого нити раскручиваются. В месте переплетения их держит другая нить и процесс происходит неравномерно - таким образом, полотно становиться рельефным. По составу ткань может быть не только чисто и полушерстяной, но и шелковой, и вискозной.
ГАБАРДИН - изначально производился из шерсти овец мериносовой породы. Сейчас габардин по составу может включать в себя (или даже состоять полностью из) волокна вискозы, хлопка, искусственного шелка и полиэфирные нити. Но объединяет любой по составу габардин способ переплетения нитей: переплетение происходит диагонально, при этом угол наклона равен 60-70º. Ткань водо и свето непроницаемая, но хорошо пропускает воздух, не эластична. Имеет ярко выраженный узор из рубчика.
КАШЕМИР – саржевое полотно, мягкое и легкое, прочное, гипоаллергенное. Дорогой, требовательный в уходе материал, и снова мягкий… Кашемир высокого качества редко окрашивают, так как красители быстро теряют яркость на козьем пухе, становятся блеклыми и дымчатыми, также при окрашивании волокна теряют упругость и мягкость. Для снижения стоимости и улучшения некоторых свойств кашемир производят не только чистошерстяным, но и с добавлением шелка, вискозы, полиэстера, акрила.
ТРИКО – ткань комбинированного переплетения, характерной особенностью тканей типа трико является наличие цветных просновок. Трико выпускают пестротканым, меланжевым и гладкокрашеным. Чистошерстяные трико не вызывают затруднений при пошиве, но трудно поддаются влажно-тепловой обработке. Из-за наличия продольных полос эти ткани требуют строго определенной раскладки лекал.
ШЕВИОТ – чисто и полу шерстяная ткань саржевого переплетения. Рельефная, ворсистая, жесткая, недостаточно стойка к истиранию. При пошиве – очень сыпучая, трудно сутюживаемая ткань. Для нанесения рисунка на шевиот, как правило, используют цифровой прямой метод печати, который подходит для натуральных тканей. Является разновидностью твида.
КОВЕРКОТ – шерстяная и полушерстяная ткань саржевого переплетения. Плотная, тяжелая, эластичная, приятная на ощупь ткань с мелким пёстрым узором в рубчик в виде мелких светлых точек на более тёмном фоне. Бывает различных расцветок, но преобладает серо-зелёные, бежево-коричневые и голубовато-стальные тона из однотонной тёмной нити утка и основы, скрученной из двух нитей разных тонов. Является разновидностью твида.
ТИАР – полушерстяная ткань (30% шерсти). Полотно гладкое, с едва заметным диагональным рубчиком, мягкое, плотное, легко драпируется. Полотно всегда однотонное, без рисунков и принтов. Цветовая палитра представлена преимущественно в темных оттенках: черном, темно-сером, коричневом, темно-синем. В последнее время появились более яркие тона, но их не так много. Эта ткань не требует подгонки, надежно удерживает складки и плиссировку.
СУКНО - сильно увалянная ткань, имеющая войлокообразный застил, полностью закрывающий ткацкое переплетение. Бывают полотняного и реже саржевого переплетения, гладкокрашеными и меланжевыми. Сукна могут быть чистошерстяными из тонкой шерсти и полушерстяными из тонкой и полугрубой шерсти в смеси с не шерстяными волокнами. Упругая, матовая, с ворсистой поверхностью. Материал не смещается при раскрое, легко режется и не осыпается на срезах.
Ассортимент шерстяных костюмных тканей имеет большое многообразие. Какие были для Вас знакомы ранее, а какие нет?
В комментариях предлагаю собрать другие наименования тканей этой группы для новой статьи.
Очень полезная статья!
За качественные картинки, где можно разглядеть текстуру, отдельное спасибо!
Для меня, пожалуй, новое название ткани Трико, не попадалось ранее.
Спасибо за статью
А то смотришь на ткань и думаешь «как зовут тебя лошадь безобразная»