Синий цвет был на протяжении всей истории человечества одним из самых востребованных цветов, отождествленных с королевской властью и божественностью, в основном потому, что это был "драгоценный цвет" из-за сложности его получения. О нем и поговорим. Самые яркие факты об этом цвете.
На фото — набор для игры в сенет, принадлежавший фараону Аменхотепу III (1390–1353 гг. до н. э.). Он изготовлен из фаянса и украшен глазурью на основе египетского синего (Egyptian blue). Cам египетский синий был известен гораздо раньше, и ему по праву принадлежит звание самого древнего синтетического пигмента. По химическому составу египетский синий — это силикат кальция-меди. В Древнем Египте технология оттачивалась на протяжении многих поколений и передавалась от одного поколения ремесленников к другому. Изучение пигмента с различных артефактов показывает, что его состав на протяжении трех тысячелетий почти не менялся. Это подтверждает преемственность технологии.
Изначально египетский синий, оправдывая свое название, производился в районе современного Египта, но уже в третьем тысячелетии до нашей эры начал распространяться по всему Средиземноморью, заменяя собой более дорогой лазурит и менее насыщенный и стойкий азурит.
Идентифицировать египетский синий на предмете искусства можно благодаря его сильной люминесценции в ближнем инфракрасном диапазоне.
Цивилизация древних майя оставила после себя немало впечатляющих памятников искусства и культуры. Одна из загадок майя, над которой исследователи бились до сих пор – удивительно яркий синий цвет Azul Maya (Синий Майя), сохранившийся по сей день в оформлении скульптур, стен, посуды и других изделий майя.
Древние майя смешивали священные компоненты индиго, смолу копал и палыгорскит во время церемонии у святого источника. Синий цвет у майя являлся символом благотворной силы дождя и в засушливую погоду, как правило, с января и до середины мая данные субстанции преподносились Чаку, чтобы он снова послал дожди.
Настенные фрески, ароматные смолы, изделия из древесины или керамика — все это, прежде чем жертвовалось богу дождя и молнии Чаку, расписывалось и покрывалось синим цветом. В жертву приносили и людей. Обреченного на смерть раскрашивали синим цветом, потом укладывали навзничь на жертвенник и вырезали сердце. Тела бросали в сеноты - природные колодцы или небольшие водоемы. Майя называли их "вратами в царство мертвых" и считали их воды священными.
В эпоху Возрождения появилось название для наиболее ценного на тот момент пигмента — лазурита. Ультрамариновая краска изготавливалась из самого ценного и дорогого на тот момент минерала, ляпис-лазури, что продавался по стоимости пятикратно своему весу. Ляпис лазурь (природный ультрамарин) – яркий, глубокий синий пигмент, обладающий высокой светостойкостью. Еще с VI века он доставлялся в Европу только из Афганистана, где происходила его добыча и переработка.
После измельчения, порошок приобретает серый цвет, и только арабы владели технологией измельчения лазурита, так чтобы он сохранял свой природный синий цвет. Владея единственным известным в то время месторождением лазурита, а также технологией получения синего пигмента, арабы монополизировали этот рынок, и европейцы, вынуждены были согласиться с высокой ценой на пигмент. Проделывая Великий Шелковый Путь и попадая на европейский рынок, ультрамариновая краска становилось товаром люксового сегмента.
Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1. После обработки, из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента. Словом ультрамарин был настолько дорогим, что художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ, и лишь в том случае если заказчик соглашался заплатить за пигмент заранее. Из-за его исключительной редкости использовали экономно, и часто его берегли для богатых покровителей.
"ЗОЛОТОЙ ВЕК" СИНЕГО.
В начале второго тысячелетия синий в западноевропейской культуре перестает быть второстепенным и редко используемым цветом. Отношение к нему меняется на прямо противоположное. Синий становится модным, аристократическим цветом и. За несколько десятилетий его экономическая ценность многократно возросла, его все активнее используют в одежде, он занимает все большее место в художественном творчестве.
Под волной вдохновения было изобретено необъятное количество трактовок синего. Синий символизирует истину, божественную силу, чистый разум, святость. В первые десятилетия XIII века вдохновленные представители власти начинают облачаться в лазурные цвета. Великий король Франции, Людовик Святой, становится первым королем, облачившимся в синие одеяния. Начиная с загробного, тлетворного и вытесняемого цвета, синий дорос до главного символа божественности.
НЕМЕЦКИЙ УЛЬТРАМАРИН
Основным компонентом было растение вайда, его еще называют немецким индиго.В Средние века вайда, наряду с мареной и резедой желтенькой, становится одним из трех столпов европейской красильной промышленности. Один из купцов, Жан де Берней, разбогател на этом красителе настолько, что стал главным гарантом при выкупе Франциска I, французского короля, захваченного после разгрома при Павии. Французские города Тулуза, Каркассон и Альби процветали за счет данного пигмента.
Конечно это растение было не наилучшим вариантом, ведь в отличии от индигоноски, произрастающей в Индии, Америке и Египте, вайда содержала в 30 раз меньше индиго.
Тем не менее, вплоть до 15 века, вайда оставалась практически единственным источником синей краски для большей части ремесленников Европы.
После того, как Васко да Гама, в 1498 году, привез индийскую синюю краску из растения индиго, дело ремесленников Европы оказалось под угрозой. Конкурентом вайды стала индигосфера красильная, дающая краситель, известный как индиго. Чтобы избежать конкуренции заморской краски, купцы, торговавшие вайдой, стали распускать слухи о том, что окрашивание индиго заставляет ткани гнить. В некоторых странах интересы «отечественных производителей» поддерживались на государственном уровне. Например, в 1577 году немецкий рейхстаг запретил индиго, назвав его «красителем дьявола», а в 1594 году уже во Франции Генрих IV издал указ, согласно которому использование «пагубной индийской краски» каралось смертной казнью.
Но Индийский индиго был красивее, ярче, французская знать носила платья окрашенные индиго, в то время, как обычный синий (вайда) был цветом прислуги.
В конечном счете, краску легализовали.
Конкуренция между индиго и вайдой сошла на нет в начале XX века, когда химики сумели синтезировать красящий пигмент, свойственный обоим растениям. Последний коммерческий урожай вайды был снят в 1932 году в английском графстве Линкольншир.
Любопытным фактом является способ приготовления красителя из вайды. Итак, рецепт: Листья и стебли вайды измельчают, заливают мочой и добавляют спирт. Причем моча использовалась, только пьяного человека.
Краску готовили в воскресенье, и все красильщики напивались до бессознательного состояния. С тех пор и появились выражения: «быть синим» – напиться, «синий понедельник» – выход из пьяного состояния.
И вот откуда фраза- напился до синьки
Статья интересная, спасибо!
Очень люблю синий цвет